На главную / Капитализм и социализм / В.А. Охонин. Эффекты отбора в биологии и экономике

В.А. Охонин. Эффекты отбора в биологии и экономике

| Печать |


Введение

До Дарвина стремления живых существ, включая человека, трактовались как первичные. Во многом такого рода традиция сохранилась и сегодня. Между тем, в рамках дарвинизма потребности и цели живых существ являются вторичным, по отношению к феномену наследования. Наличие наследования, способности передавать свои свойства потомкам, приводит к тому, что особи, не ориентированные на цели, способствующие воспроизводству себе подобных, со временем исчезают – это и объясняет, по Дарвину, наличие целей у живых существ. За разнообразными целями живых существ кроется единственная цель, автоматически возникающая, если имеет место наследование признаков - это цель воспроизводства себе подобных.

В данной главе мы вкратце изложим некоторые модели дарвиновской эволюции, показывающие, как формируется целесообразное поведение особей. Наряду с этим, заметим, что всякий раз, когда имеет место наследование, также возникает квазидарвиновская эволюция. И такие примеры известны даже в физике - в теории селекции мод лазерного излучения, в теории генерации спиновых волн. Однако, в контексте данной книги, наиболее интересным небиологическим примером систем с наследованием представляется экономика, основанная на частной собственности.

Если в биологии при расширенном воспроизводстве сохраняются исходные гены, то в экономике при расширенном воспроизводстве частной собственности сохраняется принадлежность собственнику. Аналогом биологического коэффициента воспроизводства в экономике является прибыль на единицу вложения.

Также как биосфера, вследствие наличия явления наследования, обладает способностью к эволюции, экономика, обязанная своим возникновением частной собственности, теоретически обладает (как это видно и на практике) способностью к спонтанному развитию. В связи с этим, подчеркнем сразу же, что это обстоятельство никоим образом не является источником оптимизма. Напротив, с последовательно общегуманистических позиций, частная десоциализированная собственность должна быть уничтожена (как бы трудно это ни казалось сейчас), и соответствующая ей экономика – постепенно демонтирована, именно вследствие склонности данной экономики к саморазвитию. Что до того, что сегодня люди увлечены феноменами саморазвития, в том числе и далеко за рамками «самоорганизующейся экономики»- можно отнести это во многом на счет обычной человеческой легкомысленности.

Видите ли, мало ли что обладает склонностью к саморазвитию. Например, биологические вирусы, или же вирусы компьютерные - своего рода гибридные человеко - программные образования. Саморазвитие- это способность следовать квазицелям, не имеющим с нашими нормальными человеческими целями ничего общего. Почти никто ведь пока не радуется появлению все новых компьютерных вирусов, и не ратует за прекращение использования антивирусных программ. Хотя, если бы хакеров стало так же много, как участников современной экономики, идеология вирусов как блага, пожалуй, возникла бы - несмотря на то, что вирусы приносили бы тот же, или больший, вред, что и сегодня. В самом деле, запрещая компьютерные вирусы, мы лишаем хакеров любимого дела, а порой и заработка.

Саморазвитие - есть отчуждение. Саморазвиваясь, техноэкономосфера использует людей в собственных квазицелях - хотя при нормальном положении дела, напротив, люди должны использовать технику. Пусть бы такая техника развивалась с большими интеллектуальными усилиями, не столь спонтанно - эта техника работала бы на нас, а не мы на нее. С общегуманистических позиций, итоговая проблема не в том, что, скажем, Билл Гейтц владеет «Майкрософт». Проблема в том, что «Майкрософт» владеет массой людей, в первую очередь - Биллом Гейтцем. Известна реклама, где люди, не пользующиеся новинками электронной информатизации, изображены с головами динозавров. Надпись от «Майкрософт» гласит - «Мы эволюционируем. А вы?». Получается, что техника задает нам направление нашего развития, а не мы ей.

Как представляется, уничтожение частной десоциализированной собственности, понимаемой так, как это будет описано ниже, отвечает, по причине неизбежных последствий культа такой собственности, не только интересам «обделенных классов». Заинтересованы в этом и многие в достаточной мере развитые представители «обеспеченных классов». Их мотивация состоит в том, что нормальному человеку достаточно тяжело заниматься «в согласии с требованиями рынка» вещами примитивными, порой откровенно социально бесполезными, или вредными.

Интересно, что одним из адептов, идеи переноса дарвинизма, на экономические задачи, был Ларуш, советник по экономике Рональда Рейгана. Тем не менее, при таком переносе воспроизводятся, в первую очередь, базовые положения марксизма.

 

 


Страница 1 из 11 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^