На главную / Философия и психология / Карен Хорни. Невротическая личность нашего времени

Карен Хорни. Невротическая личность нашего времени

| Печать |



Глава 8. Пути приобретения любви и чувствительность к отказу

Если подумать, как сильно невротик нуждается в любви, и как трудно ему воспринимать любовь, то может показаться, что такому человеку подойдет эмоциональная атмосфера умеренной температуры. Но здесь возникает другое осложнение: невротик в то же время болезненно чувствителен к любому, сколь угодно незначительному отпору или отказу. И хотя атмосфера умеренности в некотором отношении успокаивает, он воспринимает ее как отказ.

Трудно себе представить, насколько он чувствителен к отказу. Он считает себя отвергнутым, если меняют время встречи с ним, не соглашаются с его мнением, не выполняют какое-нибудь из его пожеланий, в общем, не соглашаются исполнить его требования в точно такой форме, как ему угодно. А ощущение отверженности не только отбрасывает его снова в состояние основного беспокойства, но и равносильно для него унижению. Я объясню дальше, почему они воспринимают это как унижение. Поскольку отказ истолковывается как унижение, он вызывает страшную ярость, которая может прорваться наружу; например, девушка пыталась приласкать кота, а когда тот не реагировал на ее ласку, она пришла в ярость и швырнула его об стенку. Если вы немножко опоздаете и заставите такого человека ждать, он истолкует это в том смысле, что вы не придаете ему значения, и потому позволяете себе такую небрежность; это может вызвать взрыв негодования, или же враждебность проявится в холодном отчуждении, даже если за несколько минут до этого он с нетерпением ожидал вас.

Но чаще связь между ощущением отверженности и раздражением остается подсознательной. Это происходит особенно в тех случаях, когда отказ столь незначителен, что ускользает от сознательного восприятия. После этого у человека может возникнуть раздражение, обида или мстительность, усталость, депрессия или головная боль, и все это без малейшего понимания причины. Более того, реакция враждебности может проявиться не только в ответ на отказ, или на предполагаемый отказ, но даже на предчувствие отказа. Например, человек может задать вопрос сердитым тоном, потому что мысленно уже предчувствует отрицательный ответ. Он может не послать цветы своей девушке, предчувствуя, что она усмотрит в подарке задние мысли. По той же причине он боится выразить какое-нибудь положительное чувство, привязанность, благодарность или похвалу, а потому кажется самому себе и другим холоднее и грубее, чем на самом деле. Он может также глумиться над женщиной, в виде возмездия за предчувствуемый отказ.

При сильном развитии этот страх быть отвергнутым может привести к тому, что человек избегает любой возможности встретить отрицательную реакцию. Такое поведение охватывает все области жизни: он боится попросить коробку спичек, покупая сигареты, и боится спросить, найдется ли для него работа. Если это мужчина, он настолько боится быть отвергнутым, что избегает ухаживать за женщиной, пока не будет абсолютно уверен в успехе; если это женщина, она точно так же не сделает ни шагу навстречу мужчине. Мужчины этого типа досадуют обычно, что им приходится приглашать девушек на танцы, опасаясь, что девушка примет приглашение только из вежливости; они полагают, что женщины находятся в лучшем положении, так как не должны проявлять инициативу.

Иными словами, страх отказа приводит к ряду явлений сильного торможения, объединяемых под названием «робость». Робость является защитным средством от опасности отвержения. Той же цели служит убеждение человека, что его невозможно любить. Такой человек как будто говорит себе: «Все равно люди меня не любят, так что лучше уж я постою где-нибудь в углу, чтобы никто не мог меня отвергнуть». Таким образом, страх отказа становится препятствием, мешающим стремлению к любви, потому что мешает человеку сообщить другим людям, что он хочет некоторого внимания. Более того, страх отказа вызывает враждебность, весьма способствующую поддержанию и даже усилению беспокойства. Это важный фактор в образовании «порочного круга», из которого трудно вырваться.

Порочный круг, состоящий, из различных последствий невротической потребности в любви, можно описать следующей приблизительной схемой: беспокойство; чрезмерная потребность в любви, включающая требования исключительной и безусловной любви; чувство отверженности, если эти требования не удовлетворяются; реакция на отказ в виде сильной враждебности; потребность подавить эту враждебность, чтобы не потерять любовь; напряженность беспредметной ярости; усиленное беспокойство; усиленная потребность успокоении... Таким образом, самые средства успокоения от беспокойства создают, в свою очередь, новую враждебность и новое беспокойство,

Образование порочного круга типично не только в этом контексте; оно является вообще одним из важнейших процессов, характерных для неврозов. Любой защитный механизм может иметь, вдобавок к своим успокоительным свойствам, еще и способность создавать новое беспокойство. Например, человек приучается пить, чтобы облегчить свое беспокойство, а от этого у него возникает страх перед пьянством, также наносящим ему вред. Или же он принимается мастурбировать, чтобы смягчить беспокойство, а затем пугается, что может от этого заболеть. Или он пытается устранить беспокойство каким-нибудь лечением, и вскоре начинает опасаться, что лечение ему повредит. Образование таких порочных кругов – главная причина, по которой тяжелые неврозы развиваются в худшую сторону, даже при неизменных внешних условиях. Обнаружение порочных кругов, со всеми их последствиями, является одной из важных задач психоанализа. Сам невротик не способен их постигнуть. Он замечает лишь их результаты, ощущая, что попал в безвыходное положение. Это ощущение ловушки – его реакция на путы, из которых он не может вырваться. Любая попытка разорвать их навлекает на него новую опасность.

Возникает вопрос, какими же способами невротик может получить, несмотря на все внутренние трудности, желательную для него любовь. Для этого он должен решить две задачи: во-первых, как добиться этой любви; во-вторых, как оправдать перед самим собой и перед другими свою потребность в ней. Возможные способы добиться любви можно описать примерно следующим образом: это подкуп; или обращение к жалости; или обращение к справедливости; или,  наконец, угрозы. Разумеется, такая классификация, как и все подобные перечни психологических факторов, не является строго разделительной, а всего лишь указывает общие тенденции. Эти средства не исключают друг друга: те или иные из них могут применяться одновременно или поочередно, в зависимости от ситуации, также от структуры личности в целом и от степени враждебности. В действительности, эти средства достижения любви перечислены в порядке возрастания враждебности.

Если невротик пытается добиться любви подкупом, его девиз можно было бы описать следующим образом: «Я горячо люблю тебя; поэтому ты должен любить меня в ответ на это, жертвуя всем ради любви». То обстоятельство, что в нашей культуре такую практику чаще применяют женщины, объясняется условиями, в которых они находились в этой культуре. В течение столетий любовь была не только специальной областью жизни, отведенной для женщин, но в действительности главным, даже единственным средством осуществления их желаний. Мужчина воспитывался в убеждении, что если он хочет чего-то достигнуть, то должен добиваться этого своими силами; женщина же понимала, что ее счастье, безопасность и престиж зависят от любви, и только от любви. Это различное положение по отношению к культуре имело огромное влияние на психическое развитие мужчины и женщины. В данном контексте было бы неуместно рассматривать это влияние, но одно из его следствий состоит в том, что невротические женщины чаще мужчин используют в качестве стратегии любовь. И в то же время субъективное убеждение в любви служит им оправданием предъявляемых требований.

Людям этого типа угрожает особая опасность попасть в тягостную зависимость от своих любовных отношений. Допустим, например, что женщина с невротической потребностью в любви привязана к мужчине того же типа, который отчуждается, как только она приближается к нему; женщина реагирует на такое отвержение сильной враждебностью, которую она подавляет из страха потерять его. Если она пытается замкнуться, он снова начинает за ней ухаживать. Тогда она не только подавляет свою враждебность, но и прикрывает ее усиленной преданностью. Еще раз отвергнутая, она снова реагирует на это любовью, часто еще более сильной, чем прежде. Таким образом, постепенно она убеждается, что одержима «непреодолимой страстью».

Другой формой подкупа можно считать попытку добиться любви, проявляя понимание человека, помогая ему в умственном или профессиональном развитии, устраняя его трудности, и тому подобное. Этот метод часто применяют и мужчины, и женщины.

Второе средство достижения любви – это обращение к жалости. Невротик обращает внимание других людей на свои страдания и свою беспомощность, со следующим девизом: «Вы должны любить меня, потому что я страдаю и беспомощен». В то же время страдание служит оправданием его чрезмерных требований.

Иногда такое обращение к жалости делается вполне открыто. Например, пациент заявляет, что он болен тяжелее всех других, а потому аналитик обязан уделить ему особое внимание. Он может презирать других пациентов, которые выглядят здоровее его, и гневаться на людей, применяющих ту же стратегию успешнее его.

Обращение к жалости может быть в той или иной степени проникнуто враждебностью. Невротик может просто воззвать к вашей доброте, но может также вынудить расположение к нему радикальными мерами, например, втянувшись в какую-нибудь отчаянную ситуацию, обязывающую ему помочь. Важность такой стратегии известна каждому, кто имел когда-нибудь дело с невротиками в социальной или медицинской работе. Есть большая разница между невротиком, попросту рассказывающим свои бедствия, и таким, который пытается вызвать жалость драматической демонстрацией своих несчастий. Те же тенденции можно обнаружить у детей любого возраста, и с теми же вариациями: в одних случаях ребенок ищет утешения по поводу некоторой жалобы, а в других – пытается навязать внимание к себе, подсознательно устроив ситуацию, пугающую родителей, например, неспособность есть или мочиться.

Обращение к жалости предполагает уже, что невротик убежден в невозможности добиться любви никаким другим путем. Это убеждение может рационализироваться в виде общего неверия в любовь, или принять форму более конкретного представления, что в данной ситуации нельзя обрести любовь никаким другим путем.

Третий способ достижения любви – обращение к справедливости, под девизом: «Посмотри, что я сделал для тебя; что же ты сделаешь для меня?» В нашей культуре матери часто подчеркивают, как много они сделали для своих детей, полагая, что они вправе претендовать за это на вечную преданность. В любовных отношениях особа, поддавшаяся ухаживанию, может использовать это как основание для своих притязаний. Лица этого типа часто проявляют чрезмерную готовность делать что-нибудь для других, с тайной надеждой получить за это все, что им угодно; они весьма разочаровываются, когда эти другие не выказывают желания так же много сделать для них. Я имею в виду здесь не тех, кто сознательно рассчитывает, а людей, которым совершенно чуждо сознательное ожидание возможного вознаграждения. Их компульсивное великодушие, может быть, следует точнее описать как магическую манипуляцию. Они делают для других то, что хотят, чтобы другие сделали для них. Резкая боль разочарования указывает в таких случаях на ожидание ответного вознаграждения. Иногда они ведут нечто вроде мысленной бухгалтерии, приписывая себе неумеренный кредит за какие-нибудь совершенно ненужные жертвы, например, за бессонную ночь, но при этом преуменьшают или совсем пренебрегают сделанным для них, фальсифицируя положение вещей таким образом, чтобы можно было требовать к себе особого внимания. Такая установка отражается и на самом невротике, поскольку он может панически бояться любых обязательств. Инстинктивно судя о других по самому себе он опасается, что другие станут эксплуатировать его, если он примет от них как-нибудь одолжение.

Обращение к справедливости может опираться также на рассуждение, что сам невротик сделал бы для другого человека, если бы имел такую возможность. Он объясняет при этом, какую любовь и самопожертвование проявил бы на месте другого, оправдывая свои требования в собственных глазах тем, что хочет от другого не больше, чем сделал бы сам. Подлинная психология такого оправдания сложнее, чем думает невротик. Его представление о собственных достоинствах сводится, главным образом, к тому, что он подсознательно приписывает себе поведение, какого ожидает от других. Впрочем, это не совсем обман, потому что у него и в самом деле есть некоторые тенденции к самопожертвованию, происходящие из таких источников, как неуверенность в себе, комплекс неудачника * В подлиннике более сильное выражение underdog, буквально «последняя собака». – Прим. перев.) и побуждение быть столь же снисходительным к другим, как ему хотелось бы, чтобы они были снисходительны к нему.

Враждебность, которая может присутствовать в обращении к справедливости, яснее всего выступает, когда требования мотивируются как возмещение за якобы причиненный ущерб. Здесь применяется следующий девиз: «Ты причинил мне страдание или вред, а потому ты обязан помогать мне, заботиться обо мне и поддерживать меня». Аналогичная стратегия применяется при травматических неврозах. У меня нет личного опыта работы с травматическими неврозами, но я подозреваю, что люди, получающие травматические неврозы, относятся к той же категории, используя свою ситуацию как основание для требований, которые они были бы склонны предъявить и без нее.

Приведу несколько примеров, показывающих, каким образом невротик возбуждает чувства вины и признательности, чтобы оправдать собственные требования. Жена заболевает, в виде реакции на неверность своего мужа. Она не высказывает никакого упрека, возможно, даже не переживает его сознательно, но её болезнь неявно представляет собой живой упрек, предназначенный для того, чтобы вызвать у мужа чувство вины и побудить его посвятить ей все свое внимание.

Другая женщина с неврозом того же рода, с симптомами навязчивости и истерии, время от времени настойчиво старалась помочь своим сестрам в домашней работе. Через пару дней она начинала испытывать подсознательную досаду, что они приняли ее помощь и ложилась в постель с обостренными симптомами болезни, вынуждая сестер не только обходиться без ее помощи, но еще и ухаживать за ней. В этом случае ухудшение её состояния, опять-таки, выражало обвинение и требование возместить ущерб. Когда одна из сестер однажды в чем-то упрекнула эту женщину, она упала в обморок, демонстрируя таким образом свою обиду и вынуждая проявления симпатии.

Одна из моих пациенток, в определенной стадии ее анализа, стала чувствовать себя все хуже, и у нее развилась фантазия, что анализ превратит ее в инвалида и вдобавок отнимет у нее все деньги, а потому я должна буду в дальнейшем взять на себя все заботы о ней. Подобные реакции часто встречаются во всех областях медицины и нередко сопровождаются прямыми угрозами врачу. В менее резкой форме часто происходит следующее: когда у аналитика выходной день, состояние пациента заметно ухудшается; тогда он, явно или неявно, утверждает, что в этом виноват аналитик, и требует от него особого внимания. Этот пример легко переносится на опыт повседневной жизни.

Как видно из приведенных примеров, невротики этого рода готовы расплачиваться собственным страданием – даже сильным страданием за возможность выражать обвинения и предъявлять требования, не сознавая, что они делают, и сохраняя таким образом ощущение собственной праведности.

Если человек добивается любви, применяя в виде стратегии угрозы, то он может угрожать нанести ущерб либо самому себе, либо другим. Он может угрожать каким-нибудь отчаянным поступком, например, погубить репутацию другого человека или применить к нему насилие, или причинить это самому себе. Обычным примером являются угрозы самоубийства, или даже попытки самоубийства. Одна из моих пациенток приобрела с помощью такой угрозы двух мужей, одного за другим. Когда первый мужчина начал подавать признаки охлаждения к ней, она прыгнула в реку, в многолюдном месте в центре города; когда второй не решался на ней жениться, она открыла газовый кран, в такое время, когда это непременно должны были обнаружить. Ее явное намерение было продемонстрировать, что она не может жить без этого единственного мужчины.

Поскольку невротик надеется добиться с помощью угроз, чтобы уступили его требованиям, он не приведет их в исполнение до тех пор, пока сохраняет надежду достигнуть своей цели. Он может осуществить свою угрозу, под давлением отчаяния и мстительности, когда потеряет эту надежду.

 


Страница 9 из 16 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^