На главную / Биографии и мемуары / А. А. Титлянова. История одной сибирской семьи

А. А. Титлянова. История одной сибирской семьи

| Печать |


Глава 2. Легенда о казаке и быль о забайкальском казачестве

2.1. Семейное предание

Начало роду положил казак (имени его не установлено), пришедший с Дона в Забайкалье. Легенда говорит, что был царский Указ отправить 1000 донских казаков в Забайкалье. Каждая семья должна была выделить доброго казака – сына неженатого и для него – двух лошадей, одну под седлом, а другую держать в поводу для поклажи. А еще полностью обмундировать сына и казачьей формой и оружием. (Говорят, семья нашего казака была бедной и могла справить лишь одну лошадь, а вторая лошадь и обмундирование было дано казаку куренем). И идти тем казакам на восток до рек Шилки, Онона, Аргуни и встать по этим рекам караулом и оборонять землю Русскую от Китая, если войска Богдыхана позарятся на наши владения.

Год, говорится в легенде, шли казаки на восток и достигли тех рек и стали там караулом. Начали строить крепости, рубить себе дома и земли пахать.

2.2. Забайкальское казачество

Сибирское казачество

История сибирского казачества намного моложе истории казачества в целом и начинается с 1580 г., когда Ермак со своими пятью сотнями казаков перешел Урал. Потом остатки дружины Ермака слились с частями царских отрядов, присланных для охраны границ и постройки укрепленных острожков. В образовавшееся войско входили казаки, стрельцы, московские охотники, пленные литовцы, служилые татары и т. д.

Вот из этой смешанной, разнородной группы и родилось сибирское казачество. Казаки составляли гарнизоны острожков и городков, отбывали всевозможные службы, которые поручали им воеводы, но главной задачей всегда было «проведование новых землиц и подведение неверных под высокую Государеву руку». На всем неизмеримом пространстве от Уральских гор до мыса Дежнева, и от Таймыра до Афганистанской границы нет места, где в свое время не побывали бы казаки, всюду приходившие как завоеватели и первые засельщики.

Казаки делились на городовых (справлявших службу в городах) и линейных, т. е. тех, кто охранял границу.

В пятидесятых годах XVIII века во время правления Екатерины Великой осложнились отношения с Китаем. Необходимо было укрепить границу. Для усиления Сибирской линии были в Сибирь командированы (навечно!) 1000 донских и 1000 яицких казаков, а на Иртышскую линию была переведена часть городовых казаков и служилых татар, которые всегда были прекрасными наездниками [Васильев, 2007].

В 1808 г. все линейные казаки Иртышской, Ишимской и Колывано-Кузнецкой пограничных линий общим числом в 6117 человек были организованы в одно общее линейное войско, которое в 1861 г. было переименовано в «Сибирское казачье войско».

Служба казака продолжалась 19 лет и начиналась с 19-ти летнего возраста, когда каждый казак записывался в служилый состав. В этом заключалось коренное различие между казаками, у которых на службу идут все, и остальным населением, отдающим на воинскую службу лишь часть своего состава. В первый год казак освобождался от платежа повинностей и должен был завести коня и снаряжение, второй год посвящался обучению строю и службе. Затем казак переходил на 12 лет в строевой разряд. Первые четыре года казаки проводили в строю, остальные восемь лет на льготе, но при этом они были обязаны иметь все снаряжение и коня. В любой момент «льготные» казаки могли быть призваны в действующую службу. По окончании 12 лет строевого разряда казаки переходили на 5 лет в запасной, а затем – в отставку. Из отставки они могли быть призваны в ряды ополчения, но лишь в исключительных обстоятельствах [Безсонов, 1914].

В основу обучения казаков строевой службе был положен непреложный закон – удержать в казачестве приемы, способы ведения борьбы и боевые качества, которые выработались вековой практикой постоянных военных действий.

Лихая езда, меткая стрельба, умение примениться к условиям любой местности, быстрая сметка, поразительно быстрый переход от пешего строя к конному и обратно – все эти качества постоянно поддерживались системой обучения казаков строевой службе.

Чтобы льготные казаки не отставали от службы, во всех казачьих войсках устраивали призовые стрельбы и джигитовки. Верховая езда являлась родной стихией для каждого казака, жизнь которого с детства была неразрывно связана с лошадью. Весь молодой казачий подрост, не только мальчики, но и малые дети и девушки прекрасно ездили верхом и были знакомы с конным военным строем. Искусство править лошадью, совершать утомительные и долгие переезды, можно сказать, жить в седле, благодаря постоянным упражнениям с детства, достигалось казаком в таком совершенстве, которое было почти недоступно регулярным кавалерийским частям с их коллективным обучением. Сибирские казаки многое взяли от тех азиатских народов, с которыми постоянно контактировали – систему выездки лошадей, посадку в седле, конское снаряжение Забайкальское казачество до середины XIX века

Начало Забайкальского войска относится к середине XVII века, когда русские проникли в Забайкалье, подчинили бурят и тунгусов и выстроили несколько укреплений. После заключения первого договора с Китаем (Нерчинский трактат, 1689) бывшие с царским посланником графом Головиным два полка, набранных из городовых и линейных казаков Иркутской губернии, были записаны в казацкую службу в Нерчинск, Селенгинск и Удинск. Они и послужили зародышами забайкальских казачьих войск [Безсонов, 1914]. После подписания с китайцами в 1727 г. Буринского договора протяженность забайкальской границы составляла 2000 верст. И по этой линии стояло всего около тридцати караулов, с расстоянием между караулами – 100-200 верст * Караулы – это военно-оборонительные сооружения на расстоянии 15-30 верст от границы. . К 1770 г. многие караулы разрослись до 10-30 дворов и стали казачьими станицами.

В первой половине XVIII века на границе было не спокойно. То русские угоняли скот у монголов, то монголы промышляли воровством у русских. За два года монголы совершили более 100 набегов на русские земли. Много хлопот доставляли и монгольские перебежчики. Некоторые монгольские роды, уходя от маньчжуров, откочевывали на российские земли и годами пасли свои стада в тамошних степях, не внимая никаким предупреждениям русских.

Необходимо было строить новые караулы и увеличивать пограничную стражу, прежде всего за счет инородцев – бурят и эвенков, которые кочевали «на своих породных землях» на приграничных территориях. В 1761 г. по Сенатскому указу был создан тунгусский казачий полк в 500 человек. Вслед за этим событием четырнадцать Селенгинских бурятских родов обратились к губернатору с прошением об организации бурятских казачьих полков. Полки состояли только из добровольцев и назывались по имени тех родов, которые выставили больше всего желающих служить.

Тунгусским и бурятским казакам было выдано по две лошади: одна от ясачного рода казака, другая – от бурятских богатых родов. Вооружены инородческие казаки были луком и стрелами, саблями, реже огнестрельным оружием.

Позднее им были выданы пики. Использовались и панцири и кольчуги. У бурят были и старинные панцири из особо заплатанной холстины, которую казак обматывал вокруг тела не менее 10 раз. Эвенкийский казачий полк (500 человек) дислоцировался на Нерчинском участке границы, а бурятские полки (2400 чел.) на Селенгинском участке. Число русских казаков-пограничников составляло 800 человек.

Итак, к 1775 году пограничное войско – это уже 3700 человек. Постоянная пограничная конная стража насчитывала 1700 человек. Подумать только, 2000 верст границы и на ее ежедневной охране – 1700 человек, т. е. по одному человеку на версту. Не густо! Правда, еще 900 солдат регулярных войск размещались в крепостях. Но что это были за крепости! Построенные в XVIII веке оборонительные сооружения к XIX веку ветшали и приходили в негодность. Пограничные караулы представляли собой «суть простые селения, ничем не обнесенные» в 10−30 дворов. При въезде в них стоял лишь шлагбаум да будка часового.

«В Акше – 6 фунтовых пушек на полевых лафетах, в Чинданте – 2 бронзовые пушки на полевых лафетах, но без передков. В Цурухайтуе – 2 пушки (одна полуфунтовая, а другая фунтовая), обе на полевых лафетах. Во всех этих крепостях было известное количество зарядов и снарядов. Но ни качество пушек, ни состояние их не подавало никакой надежды, чтобы можно их было употребить с пользой ни при наступлении, ни при обороне» (из документов 1806 г.)*1.

Россия, моя Россия! Как все меняется и как все остается по-старому!

Вот такие вооруженные отряды и такие укрепления представляли мощь России в Забайкалье к началу XIX века. А ведь по сути дела забайкальское казачество было единственной военной силой, стоявшей на востоке на страже интересов Российского Государства*2.

Царское правительство долгое время не желало осложнять отношения с Китаем и практически не реформировало казачье войско. Однако, возникла новая опасность – крупные европейские государства, которые не скрывали своих аппетитов к Приамурью и Приморью. Необходимо было усилить и реорганизовать военные силы России на востоке.

Забайкальское казачье войско – служба

Проектов реформы забайкальских казачьих сил было много, но именно проект знаменитого восточно-сибирского генерал-губернатора Н. Н. Муравьева был одобрен и высочайше утвержден. На основании проекта в течение 1851 г. было принято несколько правительственных актов: об образовании конного войска, об образовании пешего войска, об обращении крестьян Нерчинских заводов в казаки. В 1851 г. 17 марта положение о Забайкальском казачьем войске (ЗКВ) было утверждено царем Николаем Первым.

В 1850-е годы в конное войско входили три бригады, в каждой из которых было по 5−6 тысяч казаков. Казаки-буряты составляли третью бригаду. Три пеших бригады были сформированы из бывших горно-заводских крестьян. В июле 1851 г. в ЗКВ состояло 48169 душ мужского пола, из них конных – 20410 и пеших – 27759 душ.

6 декабря 1852 г. четырем русским конным полкам и двенадцати пешим батальонам были пожалованы знамена. Бурятские полки сохранили знамена, пожалованные им в 1800 г. По традиции русской армии, с вручением боевых знамен заканчивается формирование частей. Получив знамена, Забайкальское казачье войско признавалось как сила, способная в войну выступать на защиту родины в открытом бою с врагами.

В 1876 г. изменилась военная форма казаков. Теперь она состояла из папахи, которую летом заменяла фуражка, зеленого суконного чекменя, шаровар, заправленных с напуском в высокие сапоги. ЗКВ был присвоен желтый цвет приборного сукна, т. е. из желтого сукна были выполнены погоны, канты, околыш фуражки, верх папахи, лампасы*3.

К концу XIX века окончательно определились места проживания казаков. В восточной части Забайкалья казаки составляли около 55% всех жителей. Казаки не занимали сплошной территории и их владения располагались вперемешку с государственными и ведомственными землями, с землями крестьян и неказаков-инородцев. Всего в Забайкалье было 470 казачьих поселений, имевших 29142 двора. В 1888 г. казачье сословие составляло 31,6% всего населения Забайкалья, в 1910 г. – 34,5%.

Такое разбросанное по огромной территории многочисленное наполовину военное, наполовину гражданское казачье население требовало четкого административного управления. В связи с этим были созданы Главное и Местное управления казачьим войском. Во главе Главного управления стоял сам генерал-губернатор Восточной Сибири. Местное Войсковое управление возглавлялось войсковым наказным атаманом.

Войсковое правление во главе с наказным атаманом заведовало всей гражданской частью войска. Оно наблюдало, чтобы все подчиненные ему места и лица «исполняли закон со всей точностью и чтобы дела производились и оканчивались успешно и правильно».

Функции Войскового хозяйственного правления были крайне разнообразны. Оно утверждало во всех станицах хлебные магазины и следило за их содержанием, контролировало запашку земель и денежные капиталы, охраняло границы войск, следило за мостами, перевозами, плотинами, строительными делами, составляли планы новых строительств. В составе службы были войсковой архитектор и чертежная мастерская, а также землемер для межевых дел. Правление раздавало войсковые степи под частные табуны и зимники, отдавало запасные земли в оброчное содержание. В составе правления было лесное отделение, а для сохранения и размножения лесов – лесная стража. Правление контролировало действие опекунов над малолетними сиротами и вдовами казаков, управляло капиталом войска и заведовало всем войсковым имуществом и бытом через бригадное и сотенное управление и атаманов различного уровня. [Из предисловия к описанию фондов Войсковое хозяйственное правление Забайкальского казачьего войска; Государственный архив г. Читы]*4.

С приходом к власти Александра II (1855 г.) начались прогрессивные реформы. Был поставлен вопрос о введении земского и гражданского управления в казачьих войсках и поселениях. С 1870 г. в казачьих войсках вводилось станичное самоуправление, а с 1872 г. – подчинение войскового населения гражданским властям, общему суду и полиции. Русские казаки были разделены на самоуправляющиеся станичные общества из нескольких поселков каждое.

Забайкальские казачьи станицы – хозяйство, быт

Преобладающей отраслью хозяйства у казаков, как русских, так и бурят, оставалось скотоводство.

Главным источником дохода была земля. В 1837 г. в станице Улятуйской на душу мужского пола у казаков приходилось около 59 десятин всей земли (пастбища, сенокосы, пашни, леса), из них удобий – 41 десятина * Десятина − 1,09 га. . Для сравнения крестьяне в том же году имели 20,5 десятин на душу населения*5.

Казачья усадьба состояла из жилого дома, амбара, сарая, хлевов для скота и прилегающего к дому огорода. Вход в избу, как правило, был со двора. Дом разделяли на две половины. Почти половину избы занимала огромная русская печь. Зимой на печи спали несколько человек. Рядом с печкой под потолком – полати. Возле печи – кадка для воды и лоханка для сливания помоев. Над ней же и умывались, набирая воду в рот. В переднем углу помещалась большая резная божница с иконами.

Все казаки на службе носили военную форму, а отдельные ее части (шаровары, китель, фуражка) использовали и в быту. Обычная же одежда мужчин – рубаха из хлопчатобумажной ткани, подпоясанная ременным кушаком или шнурком, панталоны из тика, халат или зипун из домотканого сукна, на ногах – ичиги * Местная обувь из кожи с мягкой подошвой. .

В праздники надевали пиджаки, жилеты, шаровары из тонкого сукна. Парни красовались в холодаях – рубашках из разноцветного кашемира. Верхняя зимняя одежда была теплой – бараньи дубленые шубы, дохи из козьих шкур, шапки с ушами барашковые, лисьи или бобровые, рукавицы бараньи или шерстяные вязаные, ну а на ногах – легкие унты из козьей шкуры или валенки.

Женщины носили нижнюю ситцевую рубашку, сарафан, ситцевое платье или юбку с кофтой, иногда запон (фартук). На голову надевали    повойник (род шапочки со шнурками), на плечи набрасывали шаль. Зимой носили шубы с большим лисьим или беличьим воротником. Обувались в башмаки или сапоги. Также одевались и девушки, но они не носили повойников, голову покрывали обычно платком, а на вечерках – яркими гарусными шарфами.

Хотя пищу, как и мы сейчас, готовили из мяса, крупы и овощей, но готовая еда сильно отличалась от нашей сегодняшней. На обед – мясные щи с добавлением гречневой или ячменной крупы и каша, тоже гречневая или ячменная с молоком, или с салом, или с маслом. Вместо каши бывала иногда и жареная картошка. Летом на стол подавали простоквашу или кислое молоко, напоминающее варенец, но без сахара.

В праздники мясного было больше: похлебка из кишок или требухи с картофелем, жареное мясо и мясные пироги. Весной перед отправкой на поле ели заваруху (заваруху я помню! Ее делала моя бабушка). В кипящей воде с салом, маслом или молоком замешивали ячменную или пшеничную муку. Получалось вкусно и сытно!

Во время постов готовили щи с рыбой и крупой или порсой (очень полезная вещь – сваренная с костями, а затем высушенная рыба). Обычная еда дополнялась конопляным маслом, овсяным киселем, тертой редькой и квасом. Сахар, видимо, был в дефиците – ни о компотах, ни о вареньях речи не было. Лакомством была печеная в печи брюква и репа. Из дробленой черемухи делали «курсуны» (подобие круглых пряников). Их сушили на солнце и нанизывали связками на шнурки, чтобы полакомиться зимой. Сушеную черемуху использовали, как используют и сейчас, для начинки пирожков.

Особое место в пище занимал кирпичный чай. Его пили монголы, буряты, к нему пристрастились и русские казаки. Кирпичный чай привозили из Китая через Кяхту, это были спрессованные прямоугольные пластины. Готовили чай особым способом. Заваривали толченый чай в горшке крутым кипятком и несколько раз сливали ковшом, чтобы очистить от соринок и пленок. Пили очень крепкий чай с молоком, лучше с топленым, часто с солью или делали «затуран», т. е. заправляли соленый чай мукой, поджаренной на масле.

Казачьи семьи глубоко чтили церковные традиции, соблюдали посты, отмечали церковные праздники. Неукоснительно праздновали казаки Благовещенье, Пасху, Вознесенье, Троицу, Покров и Рождество. В первых числах ноября отмечали праздник в честь Иконы Казанской Божьей Матери, когда все женщины молились за казаков, находящихся на службе. Съезжались в станицы жители окрестных сел. Праздновали весело, с церковной службой, звоном колоколов, с удалыми скачками, играми и, конечно же, с застольем.

С 1891 г. 17 марта казаки стали отмечать официальный праздник ЗКВ – день утверждения положения о Забайкальском казачьем войске, который совпадал с праздником Алексия Божия, человека-покровителя забайкальского казачества.

В этот день проводился войсковой круг, торжественные парады с выносом знамен, смотры казаков, православные торжественные молебны со звоном колоколов. В каждой станице казаки выстраивались в полной форме, при шашках. Атаман в торжественной речи поздравлял казаков. После этого стариков-казаков и атамана под смех и одобрение собравшихся качали – подбрасывали вверх. Атаман и старики благодарили «за честь» и жертвовали кто сколько мог, на водку. Затем казаки с песнями строем проходили мимо собравшегося населения в бакалейку отметить праздник.

Кроме официальных праздников в череде трудовых и тяжелых будней были и развлечения. Любимое развлечение молодежи – «вечерки». На вечерки собирались парни и девушки, тут они отплясывали и полечку и кадриль с проходом и русские пляски. Здесь завязывались романы, которые обычно кончались свадьбой. Женщины собирались на посиделки – пели песни, рассказывали истории и рукодельничали. Зимой устраивали катание с горок на больших конных санях. Летом каждый вечер собирались за околицей на игрища. Приходили и девушки, и молодые казаки и казачата. Играли в лапту, выжигало, лодыжки (в лапту играли и мы на Камчатке и в выжигало тоже, а что такое лодыжки не знаю).

Казаки постарше, покуривая, обсуждали «политику», последние новости, спорили, нередко и выпивали в «монопольке». В целом трезвое в течение трех столетий казачество накануне первой мировой войны стало употреблять в большом излишестве дешевую контрабандную китайскую водку.

Пьянству казачья администрация пыталась противопоставить грамотность и образованность войскового населения. После 1850 г. во многих станицах были устроены церковно-приходские школы для обучения детей казаков грамоте. Научившись читать, писать и немножко считать, дети прекращали свое образование – в семье требовались работники. По официальным статистическим данным в Забайкалье в 1915 г. грамотных было 20,5% от всей численности войск [Смирнов, 2008].

2.3. Наше родовое место – Акша

Шилка, Онон, Аргунь – вот названия рек, которые я слышала в детстве от своей бабушки. И еще – Акша. Легенды и обрывочные исторические записи говорят, что после разведывательных походов в 1750 г. первые поселенцы остановились в среднем течении Онона и стали строить жилища. Так, на правом берегу Онона при впадении в него речки Акши и возникло наше село. Было это за 150 лет до рождения моего отца, за сто тридцать лет до рождения моей бабушки, за сто лет до рождения прабабушки – полуказачки-полумонголки и, наверное, лет за 70 до рождения монголки и казака – родоначальников нашего семейства. Родились они, я думаю, где-то около 1820 г.

К 1755 г. в Акшу перебрались мужики с берегов Шилки и тоже построили здесь свои дворы.

За начало зимы в Забайкалье принимается момент замерзания рек. Онон около Акши замерзает во второй половине ноября и сразу приходит зима. Холода стоят всю зиму без оттепелей. Сухость атмосферы смягчает холод, погода с температурой -15-20 градусов здесь считается теплой, можно ходить и без шубы. Да и 30-ти градусный мороз переносится легко. Со второй половины февраля морозы уменьшаются, начинает таять снег. Однако в это время усиливаются ветры. Погода почти всегда солнечная. Число дней в году без солнца всего 22. Контрасты температуры огромны: среднемноголетняя t° января – (− 28°), июля – 20°. В середине апреля становится тепло, а летом в жаркие дни среднесуточная температура поднимается до 25°–30°. Осадков мало: около 325 мм за год. Зимы бесснежны, а основные осадки, т. е. около половины годовой нормы выпадают в июле – первой половине августа.

Растительность в основном степная: пижма, ковыль (тырса), типчак, вострец. В увлажненных днищах падей много вейника, зубровка, мышиный горошек, красивый горошек, вероника, колокольчики, герань. В поймах рек растительность лесная.

Вдоль Онона территория охранялась караульными тунгусами, что не спасало Акшу от набегов монголов. Село было не раз разорено, однажды выжжено почти дотла. Погорельцы стали строить новые жилища между сгоревшей деревней и горой Крестовкой. Для охраны территории сибирский губернатор Соймонов приказал поселить в Акшинской деревне и по караулам 400 семей русских казаков, вызванных из Иркутской провинции. Разместили казаков так: В Акше – 200, в Усть-Иле и Чинданте по 100 семей. А в помощь русским были оставлены прежние караульные тунгусы.

С 1756 г. решался вопрос о строительстве Акшинской крепости и в 1768 г. (через 18 лет после основания поселка) на сооружение крепости направили две роты солдат. Акшинская крепость была единственной на Нерчинской границе от Бальжиканского караула и далее по реке Онон до впадения в нее Борзи. Она представляла собой земляной вал высотой около пяти метров в форме восьмиугольной звезды с высоким деревянным палисадом – стеной из заостренных бревен, врытых в землю. С внешней стороны вала был выкопан ров, заполненный водой из Онона. Длина вала – 1040 метров, диаметр заключенной в нем крепости – 300 м. Крепость имела шесть пушек с полевыми лафетами, поставленных по углам территории. В крепости находились офицерские дома, солдатские и казацкие казармы, оружейные мастерские, канцелярия, магазин, небольшая деревянная церковь.

На пограничной линии Забайкалья было восемь крепостей и восемь участков (дистанций). Гарнизон Акшинской крепости контролировал путь из Монголии по долине верхнего Онона. Граница была совершенно открыта, треть ее пересекалась отрогами Яблонового хребта. На Акшинской дистанции служили и тунгусы, они содержали пять резервных партий, находившихся позади линии караулов. Все тунгусы говорили по-русски и очень хорошо по-монгольски.

В Акшинской крепости постоянно находился 31 служилый казак. В карауле (поселении) в среднем было по 30−35 домов. На каждый караул приходилось 285 душ обоего пола, а во дворе жили по 8 человек. Братья до старости не делились, жили патриархально.

Казаки акшинской сотни владели обширными лугами, пастбищами. Для службы они снабжались хорошими лошадьми, которых выращивали в общественных табунах. Бедным казакам давали коней безвозмездно. Успешно развивалось и хлебопашество. Через 90 лет после основания Акши, в 1841 г., казаками засевалось 1556 десятин разных хлебов. Хлеб по Онону родился хорошо и был дешев: за пуд овса, ячменя, ржи давали по 10−15 копеек, за пуд пшеницы 30−70 копеек. Хлеб был так дешев, что его было проще купить, чем выращивать.

Казаки акшинской сотни занимались звероловством и иногда зарабатывали охотой до 5000 рублей ассигнациями в год. Цена шкурки белки была 70−80 копеек, а сорок соболей стоили 1000 рублей, ассигнациями, т. е. по 25 рублей за шкурку. (Ну что за несуразные цены? Почему хлеб-то был так дешев?)

Были среди казаков в небольшом количестве кузнецы, плотники, столяры, чеботари (сапожники). Жены казаков занимались огородничеством, выращивали капусту, картофель, огурцы, морковь, свеклу, редьку, репу.

К моменту создания в 1850 г. ЗКВ (через 100 лет после основания Акши) быт пограничных казаков представлял редкий пример благосостояния. Самый бедный казак имел разного скота до 50 голов, зажиточный – до 2000 и более. Были и такие семейства, которые имели по 3000 лошадей, 1000 голов рогатого скота и до 2000−4000 овец.

В это время семья казак-монголка уже была создана и первые дети, наверное, появились. Где жила семья в Акше или в Карауле, теперь уже никто не знает.

В караулах везде были добротные дома, обнесенные дворами, огородами и службами. Внутри дома четыре или пять убранных комнат. Везде чистота и опрятность. Хозяин – почтенный старик – любитель духовных книг. В семье пять-шесть сыновей и все огромное семейство находится в полном подчинении у старика-отца. Во время обеда строго соблюдается чинопочитание. Впереди сидят за столом отец с матерью, по правую руку от отца старший сын, рядом сын помладше и т. д. Все тихо, безмолвно. В заключение обеда подавали горшок с кирпичным чаем, после чего все вставали, молились Богу, кланялись родителям и благодарили за хлеб, за соль.

В караулах нравы были добрые – ни воровства, ни ссор. Все сделки совершались на словах, письменных договоров, условий, подписей не было вовсе.

И вот куда же эта благостная жизнь девалась? Через 50 лет, в 1900 г., если верить книге Даурия [Седых, 1951], в станицах были и пьянки, и драки, и воровство, и захват чужих земель (распашка залежей). Правда, в книге К.Р.Седых описана жизнь станицы, а впереди речь шла о караулах. Но ведь именно караулы разрослись до станиц.

Население Акши увеличивалось в основном за счет крестьян. Плодородные же почвы находились только в долине, а основные земельные массивы были степными. Земледелие в связи с частыми весенними засухами было рискованным и занимались им казаки только для потребности своей семьи. Каждый хозяин мог расчистить участок с правом сорокалетнего пользования. Обычно земледельцы имели две пашни, одну – в степи, другую, более влажную, в лесу, в елани (открытое место в лесу), в пади (лощина между гор). Усадебные земли в Акше были наследственными. Переделов не было. Поэтому у состоятельных семей усадьбы были в несколько гектаров, у других же – очень маленькие. На усадебных землях сеяли коноплю, лук, огурцы, турнепс, свеклу, табак. Земледелие было главным занятием крестьян, у казаков же первое место занимало животноводство и прежде всего разведение лошадей для конных полков ЗКВ. Забайкальские лошади были знамениты своей выносливостью и использовались в артиллерии казачьего войска.

Разводили и крупный рогатый скот, который торговцы поставляли в виде мерзлых туш в Читу и Иркутск. Торговали и шкурами и кожами. Шкуры крупного рогатого скота шли в Кяхте на обшивку кип чая. Во второй половине XIX века Кяхта закупала ежегодно около 80 тысяч шкур.

Из Акши скот отгоняли на пастбища монголам и тунгусам, выплачивая за пастьбу 10−15 копеек с головы за время с 15 мая по октябрь, а за овец – по 6−7 коп. с головы. Лошадей пасли за границей в Монголии за оплату по 25 коп. с головы. Рабочие лошади паслись на поскотине около деревни. Были и общественные пастбища, где бродили косяки коней и стада овец под присмотром пастухов из бурят и эвенков. Условия найма утверждал казачий сход. Животных пасли почти круглый год, так как снега на земле было очень мало. Во время сильных снегопадов (шурганов), которые все-таки бывали, начинался массовый падеж скота.

В 1872 г. станицу Акшу переименовали в окружной город. Вероятно, в это время приехал в Акшу Константин Пиотровский. В Акше числилось 716 жителей, в основном казачьего сословия и 146 жилых домов. По данным 1891 г. в городе имелись каменная церковь, построенная в 1843 г. во имя Святого Николая, казачье приходское училище с 1830 г., окружное полицейское управление, Управление второго Военного отдела ЗКВ и почта.

Бюджет города был крайне скудным. Взглянем на смету 1889 г.

Доходы города

С недвижного имущества – 46 руб. 65 коп.; 4%.

С документов на право торговли – 335 руб. 70 коп.; 28%.

С засвидетельствования протестов и представлению к взысканию актов – 243 руб. 43 коп; 21%.

Мелочных и случайных – 242 руб. 14 коп; 20 %.

Из других источников – 325 руб. 48 коп; 27%.

Всего: 1193 руб. 40 коп.

Расходы

На содержание городского управления – 713 руб. 94 коп; 52%

На содержание чинов городской полиции – 284 руб. 21 коп; 24%.

На содержание пожарной команды – 250 руб. 0 коп; 22%.

Разные расходы – 21 руб. 59 коп. – 2%.

Всего – 1269 руб. 74 коп.

Больше половины, как всегда, чиновникам. А на какие же деньги строились мосты, казенные здания, дороги? Вряд ли на государственные. Видимо, на казачьи и частные пожертвования.

Местоположение Акши, удаленность ее от почтового тракта затрудняло развитие города. Практически население всех городов Забайкальской области в начале XX века увеличивалось быстрыми темпами. Так, за четырнадцать лет (1897-1911 гг.) население Читы возросло с 11 тыс. до 74 тыс., Верхне-Удинска – с 6 до 15 тыс., Нерчинска – с 6 до 11 тысяч, а вот население Акши за то же время снизилось с 1600 человек до 890. Так и не стала Акша настоящим городом и вновь превратилась в поселок [Турчанинов, 1914].

В основу данного раздела положена книга А. Щапегиной «Наш общий край – земля Акшинская», 2000.

 


Страница 3 из 12 Все страницы

< Предыдущая Следующая >

 

Комментарии 

# Людмила   29.08.2015 17:54
Замечательная книга! Огромный исследовательск ий труд. Жаль, что нет фотографий, жаль, что нет графического варианта Вашей родословной.
Десятки лет занимаюсь историей своей сибирской семьи. Мы из Енисейской губернии Канской волости, село Бородино. В 1858-59 годах предок в кандалах пришел на вечное поселение. Понимаете, как интересна для меня Ваша работа. Спасибо! С уважением. Людмила
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Людмила   30.08.2015 22:04
Благодаря Скайпу, видела Вашу книгу. Замечательное издание! Хорошо иллюстрирована, есть графический вариант родства. Спасибо Вам за огромную работу, за интерес к родословной! У меня будет Ваша книга, мои друзья москвичи имеют её в своей библиотеке. А я пока читаю с удовольствием вариант Интернета. Людмила
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Владислав   14.05.2021 19:06
Прочитал с удовольствием. Мой прапрадед Масандович Генрих, муж., сословная принадлежность не известна, 27 лет на 1868 г. Выслан на водворение. Отбывал наказание в Томской губернии Мариинском округе Дмитриевской волости д. Усть-Барандатская. В месте причисления находился с 1864 г. Брал пособие на домообзаводство . Мой покойный отец из Омска. Кадровый офицер. Его отец умер когда ему было 5 лет. А вот отца его отца (сына Генриха) я никак обнаружить не могу. Поэтому Генрих мой прапрадед по семейной легенде.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^