На главную / Свобода печати / Джон Мильтон. Ареопагитика. Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии (1644)

Джон Мильтон. Ареопагитика. Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии (1644)

| Печать |


 

- 34 -

телосложение. Истина сравнивается в Писании с текущим источником; если воды его
не находятся в постоянном движении, то они застаиваются в тинистое болото
однообразия и традиции. Можно быть еретиком и в истине; и если кто-нибудь верит
лишь потому, что так говорит пастор, или потому, что так постановляет собрание,
без всяких других основании, то, хотя бы вера его и была истинной, самая истина
становится его ересью.

Для иных людей нет тяжести, которую бы они столь охотно свалили с себя на
другого, как бремя религии и заботы о ней. Существуют — кто не знает этого? —
протестанты и верующие, которые живут и умирают в такой же ложной и слепой вере,
как какой-нибудь мирянин-папист из Лорето33. Богатый человек, преданный своим
наслаждениям и выгодам, считает религию запутанной торговой операцией, требующей
такой массы мелких счетов, что ввиду всех ее тонкостей он никак не может
ухитриться вести такое предприятие. Что же ему делать? Он бы охотно приобрел имя
верующего человека, охотно стал бы соперничать в этом со своими соседями. Ему
ничего не остается поэтому, как отказаться от хлопот и найти себе какого-нибудь
комиссионера, попечению и заботливости которого он бы мог поручить ведение своих
религиозных дел, — это должно быть какое-нибудь известное и уважаемое духовное
лицо. Он прилепляется к последнему и предоставляет в его распоряжение склад
своих религиозных товаров со всеми замками и ключами; мало того, он
отождествляет этого человека с самой религией и считает свой союз с ним
достаточным доказательством и рекомендацией своего благочестия. Таким образом,
он может сказать, что его религия находится уже не в нем, а стала отдельной
движимостью, которая приближается к нему по мере того, как тот достопочтенный
муж вступает в его дом. Он беседует с последним, одаряет его, угощает, дает у
себя приют; его религия приходит на ночь к нему домой, молится, хорошо ужинает,
с удобством ложится спать; на другой день она встает, слышит приветствия,
угощается мальвазией или другим каким-либо приятным напитком, и позавтракав
сытнее, чем Тот, Кто между Вифанией и Иерусалимом утолил свой утренний голод
незрелыми смоквами, выходит в восемь часов из дому, оставляя

33 Лорето — город в Италии, известное место паломничества католиков. (Там
находится так называемый Святой Дом; легенда утверждает, что в нем жила дева
Мария, а в конце XIII в. он был перенесен ангелами из Назарета в Италию).

 


Страница 22 из 30 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


Защитный код
Обновить

наверх^