На главную / Свобода печати / Джон Мильтон. Ареопагитика. Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии (1644)

Джон Мильтон. Ареопагитика. Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии (1644)

| Печать |



- 35 -

своего любезного хозяина торговать весь день в лавке уже без своей религии.

Существует другой сорт людей, которые, слыша, что все подчиняется законам,
правилам и уставам, что ничто не должно быть написано иначе, как, пройдя через
таможню, под наблюдением соответствующих досмотрщиков, заведующих сбором пошлин
с меры и веса всякой свободно высказанной истины, прямо желают отдать себя в
ваши руки, дабы вы им выкроили и соорудили религию по вашему усмотрению: тогда
они будут наслаждаться, будут устраивать развлечения и веселые забавы, которые
наполнят их день от восхода до захода солнца, превращая скучный год в сладостный
сон. Какая им нужда ломать свои собственные головы над тем, о чем другие
заботятся столь тщательно и неизменно? Вот какие плоды принесут народу
неподвижный покой и остановка в науках. Как хорошо и как желательно было бы
столь примерное единодушие! К какому прекрасному однообразию привело бы оно всех
нас! Образовалось бы, без сомнения, такое прочное и крепкое сооружение, какое
может создать только январский мороз.

Не лучшие следствия получатся и для самого духовенства. Далеко не нова и не в
первый раз высказывается мысль, что приходский священник, имеющий доход и
достигший Геркулесовых столпов в виде тепленькой бенефиции, если только у него
нет никаких других побуждений к занятиям, весьма склонен завершить свое поприще
английским библейским словарем и фолиантом, состоящим из общих мест, достижением
и сохранением солидной ученой степени, «гармонией» и «катеной»34, которые
протаптывают неизменный круг общепринятых ученых глав с их обычными применениями,
мотивами, примечаниями и приемами; из них, как из алфавита или гаммы,
образовывая и преобразовывая, соединяя и разъединяя различными способами, при
небольшой ловкости в обращении с книгами и подумав часа два, он может извлечь
запас для исполнения обязанности проповедника более чем на неделю, не говоря уже
о бесчисленных вспомогательных средствах в виде подстрочников, требников,
обозрений и прочего пустого вздора. Что же касается массы напечатанных и
нагроможденных целыми кучами готовых проповедей на всякий нетрудный текст, то
наша

34 Библейский словарь — словарь библейских изречений. «Гармония» — одно из
названий гармонистики, богословской науки, цель которой — сведение повествований
четырех евангелистов в одно связное целое. «Катены» — свод толкований отцов
церкви на одну или несколько библейских книг.


- 36 -

лондонская приходская торговля св. Фомы вместе с торговлей св. Мартина и св.
Гуго не изготовили в своих освященных пределах большего количества продажного
товара всякого сорта; благодаря этому приходскому священнику нечего бояться
недостатка в проповеднических запасах: он всегда найдет, откуда обильно
пополнить свой склад. Но если его тыл в фланги не загорожены, а задняя дверь не
защищена строгим цензором, если время от времени могут появляться на свет смелые
книги и делать нападения на некоторые из его прежних засевших в траншеях
коллекций, то ему приходится быть наготове, стоять на страже, ставить караулы и
часовых вокруг своих установившихся мнений, устраивать со своими товарищами
дозорные обходы и контр-обходы, из опасения, как бы кто-нибудь из его паствы не
был введен во грех и не оказался более осведомленным, опытным и образованным. Да
пошлет Господь, чтобы опасение подобного усердия не побудило нас усвоить
нерадивость цензурующей церкви!

Ибо, если мы уверены в своей правоте и не считаем истину преступной, чего не
подобает делать, раз мы сами не осуждаем наше собственное учение как слабое и
легкомысленное, а народ как толпу, бродящую во тьме невежества и неверия, то,
что может быть прекраснее, чем когда человек рассудительный и ученый, обладающий,
как нам известно, столь же чуткою совестью, как совесть людей, давших нам наши
познания, будет выражать свое мнение, приводить доводы и утверждать
неправильность ныне принятых взглядов не тайным образом, переходя из дома в дом,
что гораздо опаснее, а открыто, путем обнародования своих сочинений? Христос
ссылался в свое оправдание на то, что он проповедовал публично; но письменное
слово еще более публично, чем проповедь, и опровергать его, в случае нужды,
гораздо легче, так как существует много людей, единственным занятием и
призванием которых является борьба за истину; если же они этим пренебрегают, то
в том виновны только их леность или неспособность.

Так цензура препятствует истинному знанию того, что мы знаем лишь, по-видимому,
и отучает нас от такого знания. Насколько она препятствует и вредит самим
цензорам при исполнении ими своих обязанностей — и притом больше, чем любое их
светское занятие, если только они будут отправлять свою цензорскую должность как
им полагается, по необходимости делая упущения либо в том, либо в другом занятии,
— на этом останавливаться я не буду, так как это их частное дело, решение
которого предоставляется их собственной совести.

 


Страница 23 из 30 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


Защитный код
Обновить

наверх^