|    - 13 - 
 Быть может, кто-нибудь скажет: что же из того, что изобретатели дурны, их
 изобретение, все же, может быть хорошо. Допустим; но если здесь речь идет не об
 изобретении чрезвычайной глубины, а о таком, которое ясно и понятно для каждого;
 если лучшие и мудрейшие государства во все времена и при всех обстоятельствах
 избегали пользоваться им, и если его впервые употребили в дело лишь самые лживые
 развратители и угнетатели людей, с единственной целью противодействовать и
 мешать реформации, то я полагаю, что нужна более хитрая алхимия, чем какую знал
 Луллий13, дабы извлечь из подобного изобретения какую-либо пользу. Этим
 рассуждением я хочу только показать, что, судя по дереву, и плод на нем должен
 был вырасти действительно опасный и подозрительный. Я разберу его свойства
 последовательно одно за другим; теперь же, согласно намеченному плану, рассмотрю,
 что вообще следует думать о чтении всякого рода книг, и приносят ли они больше
 пользы или вреда.
 
 Не буду долго останавливаться на примерах Моисея, Даниила и Павла, хорошо
 знавших науки египтян, халдеев и греков, что едва ли было бы возможно без чтения
 книг этих народов; апостол Павел не счел осквернением для Священного Писания
 включить в него изречения трех греческих поэтов, в том числе одного трагика14. И
 хотя между первыми церковными учителями этот вопрос вызывал иногда споры, но
 большинство из них признавали законность и пользу чтения книг; что с
 очевидностью обнаружилось, когда Юлиан Отступник, самый тонкий противник нашей
 веры, издал декрет, запрещавший христианам изучение языческих наук, — ибо,
 говорил он, они поражают нас нашим собственным оружием и побеждают при помощи
 наших наук и искусств.
 
 Так как этой хитрой мерой христиане были поставлены в трудное положение и им
 грозила опасность впасть в полное невежество, то оба Аполлинария15 взялись, так
 сказать, вычеканить все семь
 
 13 Испанский философ и богослов Раймунд Луллий (ок. 1235—1315) был также
 известным алхимиком. Иронический характер этой ссылки свидетельствует о том, что
 в семнадцатом веке алхимия уже потеряла свой престиж.
 14 В Новом Завете цитируются Эпименид Критянин (Послание к Титу, 1, 12), Арат (Деяния,
 17, 28) и Еврипид — или, как считают некоторые комментаторы, Менандр (1-е
 Послание к Коринфянам, 15, 33).
 15 Аполлинарий Александрийский и его сын Аполлинарий Младший (впоследствии
 епископ Лаодикейский) предприняли в царствование Юлиана переложение Ветхого
 Завета в эпические поэмы и драмы и Нового Завета в диалоги, в подражание
 платоновским. Упоминаемый ниже церковный историк V-го столетия «Сократ Схоластик
 писал, что «этой двойной службой христианскому делу они расстроили хитроумный
 замысел императора».
 
 - 14 -
 
 свободных наук из Библии, придавая последней различные формы речей, поэм и
 диалогов и даже помышляя о новой христианской грамматике. Однако, говорит
 историк Сократ, Промысл Божий позаботился об этом лучше, нежели Аполлинарий и
 его сын, уничтожив упомянутый варварский закон вместе с жизнью того, кто его
 издал. Лишение греческой науки казалось тогда столь великим ущербом, что, как
 полагали, это гонение гораздо более подрывало и тайно разрушало церковь, чем
 открытая жестокость Деция или Деоклетиана.
 
 И, быть может, дьявол, руководствуясь той же политикой, потому именно и высек
 однажды св. Иеронима во сне, во время Великого поста, за чтение Цицерона, — если
 только тут не было просто лихорадочного бреда после сна. Ибо если бы это был
 ангел, кто стал поучать его за слишком большое рвение к Цицерону и наказывать не
 за его суетность, а за самое чтение, то он поступил бы явно пристрастно, — во-первых,
 наказывая его за чтение здравомыслящего Цицерона, а не легкомысленного Плавта,
 которого св. Иероним, по его собственному сознанию, читал незадолго перед тем, а
 во-вторых, подвергая наказанию только его одного, тогда как столь много святых
 отцов ранее дожили до старости, посвящая свой досуг таким приятным и изящным
 занятиям без бича подобных поучительных видений. Василий Великий указывает даже,
 как много пользы можно извлечь из чтения «Маргита», не существующей в настоящее
 время шутливой поэмы Гомера. Почему бы тогда не мог послужить для той же цели и
 итальянский роман о Моргайте16!
 
 Но если допустить, что мы можем доверяться видениям, то вот видение, упоминаемое
 Евсевием и случившееся значительно раньше вовсе не в лихорадочном состоянии, о
 котором св. Иероним рассказал монахине Евстохии. Дионисий Александрийский около
 240 г. пользовался большим почетом в церкви за свое благочестие и ученость, и
 как человек очень полезный в борьбе с еретиками, вследствие знакомства с их
 книгами. Но один пресвитер заронил в его совесть сомнение, указав ему, что он
 слишком смело вращается среди таких оскверняющих сочинений. Достойный муж, не
 желая вызывать соблазна, стал раздумывать о том, как ему поступать, и тогда
 внезапное видение, ниспосланное от Бога (в чем удостоверяет его собственное
 послание)
 
 16 Моргайте — великан, герой поэмы итальянского поэта Луиджи Пульчи (1432—1484)
 «Большой Моргайте».
 
 
   
        Страница 8 из 30                Все страницы
            < Предыдущая Следующая > |