На главную / Свобода печати / Джон Мильтон. Ареопагитика. Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии (1644)

Джон Мильтон. Ареопагитика. Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии (1644)

| Печать |


- 39 -

лишено также значения то обстоятельство, что серьезные и умеренные трансильванцы
посылают к нам ежегодно со своих отдаленнейших гор, граничащих с Россией, из-за
Герцинской пустыни36, не только свою молодежь, но и людей почтенного возраста
для изучения нашего языка и богословских наук.

Но что всего важнее для нас, мы имеем твердое основание думать, что благоволение
и любовь Неба особенно к нам расположены и милостивы. Разве не избранник перед
другими тот народ, от которого, как с Сиона, исходят и разносятся по всей Европе
первые вести и трубный глас реформации? И если бы не тупая злоба, с которой наши
прелаты отнеслись к божественному и изумительному гению Уиклифа, преследуя его
как схизматика и новатора, то, быть может, никогда не были бы известны ни
богемцы Гус и Иероним37, ни имена Лютера и Кальвина: слава религиозной реформы у
всех наших соседей всецело принадлежала бы нам. Теперь же, так как наше
очерствевшее духовенство яростно противилось этому делу, мы очутились в
положении самых последних и отсталых учеников тех, для кого Бог предназначил нас
быть учителями. А в настоящее время, если судить по совокупности всех
предзнаменований и общему предчувствию святых и благочестивых мужей, ежедневно
торжественно высказывающих свои мысли, то Бог решил начать некий новый и великий
период в своей церкви — реформацию самой Реформации. Почему же не открыться Ему
рабам своим и, прежде всего, как Он всегда делал, своим англичанам? Я говорю: «Прежде
всего, нам, как Он всегда делал», хотя мы и не понимаем замысла Его заповедей и
не достойны их.

Посмотрите на этот обширный город, город-убежище и жилище свободы, обведенный
крепкою стеною Его защиты: здесь не столь многочисленны наковальни и молоты,
кующие в военных мастерских доспехи и орудия вооруженной справедливости для
обороны осажденной истины, как перья и головы тех, кто при свете своих
труженических лампад размышляет, изыскивает, вырабатывает новые понятия и идеи,
дабы одарить ими, в знак своей преданности и верности, приближающуюся Реформацию;
а другие столь же прилежно читают, все испытуют, подчиняясь силе разума и
убеждения. Чего же больше можно

36 Герцинская пустыня (Hercynian wilderness) — лесистый горный массив Гарп в
Германии.
37 Иероним Пражский (ок. 1380—1416) — чешский религиозный реформатор, друг Яна
Гуса.

 


Страница 25 из 30 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


Защитный код
Обновить

наверх^